Во времена Советского Союза башенные краны, в основном, выпускали заводы Наркомстройдормаша.
В связи с тем, что башенные краны до 1960 года выпускались неспециализированными предприятиями, существовала разнотипность машинного парка, включающая около 80 моделей. Поэтому в 1960 году в ВНИИСтройдормаш разработал ряд кранов из восьми базовых типоразмеров.
Плановая организация на краностроительных предприятиях позволила увеличить на 25-50% надежность работы и сократить проектные сроки.
Грузоподъемность первых кранов была от 0,5т до 1,5т., высота подъема от 20 до 30м. С 1976 г по 1980 г стали производиться краны 5-й и 6-й размерных групп (КБ-504, КБ-675, КБ-676). Эти краны имели высокие технические характеристики, грузоподъемность до 50т, высота подъема до 150м.
Каждый год к началу 80-х годов в Советском Союзе выпускалось около 3 тыс. кранов, к 1985 году 4 тыс. кранов и 50 тыс. башенных кранов находилось в эксплуатации.
Принцип работы и устройство башенных кранов
Башенные краны применяются в основном, для обслуживания строительных территорий зданий, сооружений, складов, для погрузки и разгрузки с транспорта, погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работах.
Рабочие движения, производимые башенным краном следующие: изменения вылета, подъем стрелы, поворот и передвижение. Вылет стрелы изменяется следующим образом: подъемом либо опусканием стрелы, перемещением вдоль стрелы грузовой тележки.
С помощью грузовой лебедки, грузового каната и крюковой обоймы, осуществляется подъем грузов. При помощи поворотного механизма, поворотная часть крана, вращается относительно неповоротной. Эти части связаны опорно-поворотным устройством. Это устройство передает вертикальные и опрокидывающие нагрузки от поворотной части на ходовую раму.
В башенных кранах главные механизмы оснащены специальными устройствами безопасности – ограничителями. Ими оснащены механизмы подъема груза, поворота, передвижения грузовой тележки и подъема стрелы. Управляет этими механизмами крановщик из кабины управления, которая устанавливается в верхней части башенной конструкции.
Классификация башенных кранов
По назначению:
-
Общего назначения для гражданского и промышленного строительства.
-
Специальные для промышленного строительства.
-
Высотные - самоподъемные, ползучие и приставные краны.
По возможности перемещения:
-
Передвижные. Самоходные и прицепные.
-
Стационарные. Приставные и универсальные.
-
Самоподъемные.
По типу ходового устройства:
-
Автомобильные.
-
Пневмоколесные.
-
Гусеничные.
-
Рельсовые.
-
Шагающие.
-
Шасси автомобильного типа.
Описание и конструкция:
-
Башня.
-
Рабочая стрела.
-
Опорная часть.
-
Опорно-поворотное устройство.
-
Кабина управления.