Портальные краны разделяют на перегрузочные (грейферные, крюковые) и монтажные (строительные, судостроительные). В Советском Союзе грузоподъемность портальных кранов составляла 80 т. В западных странах грузоподъемность портальных кранов доходила до 300 тонн.
Порталы бывают однопутными, двухпутными и трехпутными. Это зависит от числа перекрываемых железнодорожных путей. Порталы делятся:
По типу соединения опор к верхнему ригелю:
-
Шарнирный.
-
Жесткий.
По числу соединения опор к верхнему ригелю:
-
Двухстоечный.
-
Четырехстоечный.
По числу соединений с ходовой частью:
-
Трехопорный.
-
Четырехопорный.
По способу образования конструкции:
-
Решетчатый.
-
Рамный.
-
Рамно-башенный.
-
Рамно-раскосный.
Так же на портальную конструкцию оказывает влияние тип опорно-поворотного устройства (ОПУ). Поворотные механизмы имеют обычную конструкцию с червячным или зубчатым редуктором, канонической или многодисковой муфтой предельного момента и открытой зубчатой или цевочной передачей.
В портальных кранах присутствуют следующие механизмы:
-
Механизмы подъема.
-
Механизмы изменения вылета.
-
Механизмы поворота и передвижения.
Механизмы передвижения состоят из приводных и неприводных тележек, объединённых системой балансиров. Длину плеч балансиров выбирают с учётом одинаковой нагрузки на всех колёсах. При диаметре колеса 560—710 мм (нагрузка 250—400 кН) под опорой ставится 12 колёс и более. Тележки снабжены противоугонными захватами.
Рабочим органом перегрузочных кранов являются:
-
Грейфер (для сыпучих грузов).
-
Автоматическое захватное устройство (для массовых штучных грузов).
Такие краны снабжают дополнительной крюковой обоймой.
Для работы с ответственными штучными грузами предназначены монтажные краны. На этих кранах для более эффективной работы используют изменение допустимой грузоподъемности в зависимости от вылета.
Краны с бункером применяют для выгрузки сыпучих грузов при устойчивом грузопотоке. Для повышения производительности этих кранов, из рабочего цикла полностью исключено вращение. Движение грейфера из трюма к бункеру и обратно обеспечивают только механизмы подъёма и изменения вылета. Из грейфера груз высыпается в бункер и доставляется на склад транспортёрами, один или два из которых установлены на кране. Размеры бункера в плане, с учётом раскачивания грейфера на канатах, значительны. Для уменьшения раскачивания длина подвеса должна быть возможно меньшей. При передвижении крана вдоль судна бункер не должен выступать в сторону берегового рельса за габарит портала. При выгрузке груза из судна бункер устанавливается горизонтально, а при перемещениях крана вдоль пирса — вертикально; при этом бункер не задевает надстроек судна.